Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 298306 Республика Крым, г. Керчь, ул 12 апреля, д. 20
  • +7 (36561) 66762
  • 006@crimeaedu.ru

Деятельность ОУ

ОРКСЭ/ОДНКНР

Электронная подпись.pngПриказ № 127.1-ув от 03.04.2023г. г. Керчь "О подготовке к реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ на 2023/2024 учебный год"


Электронная подпись.pngПриказ № 160-ув от 19.04.2023г. г. Керчь "О результатах работы по выбору модуля в рамках учебного курса ОРКСЭ"

Объявление о проведении родительского собрания по выбору модуля ОРКСЭ

Уважаемые родители 3 класса!


В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:
• «Основы православной культуры»;
• «Основы исламской культуры»;
• «Основы буддийской культуры»;
• «Основы иудейской культуры»;
• «Основы мировых религиозных культур»;
• «Основы светской этики».
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.
При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.
На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.
Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Дата, время, место проведения родительского собрания:
3-а класс 11 апреля 2023 года в 16.00 , по адресу улица 12 Апреля, 20

3-б: 6 апреля 2023 года в 16.00, по адресу улица 12 Апреля, 20, с уважением, администрация ГБОУ РК «КШИФ».


Протокол родительского собрания 3-А класса
Лист сводной информации 3-А класс

Протокол родительского собрания 3-Б класса
Лист сводной информации 3-Б класс



ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


Информация

о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители!

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

«Основы православной культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы иудейской культуры»;

«Основы мировых религиозных культур»;

«Основы светской этики».

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.

Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

Дата, время, место проведения родительского собрания: 21.04.2022 в 17.00 в школе по классам

С уважением, администрация  ГБОУ РК «КШИФ»

Образец заявления для родителей

Книга для родителей 2022

Методические рекомендации

Основы религиозных культур и светской этики



ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики (далее – ОРКСЭ)», направленный на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования, введен в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Полезная информация
Материалы для использования в преподавании основ религиозных культур размещены на сайтах религиозных организаций:
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – http://www.patriarchia.ru. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви – http://www.otdelro.ru.
Совет муфтиев России – http://www.muslim.ru.
Российская ассоциация буддистов  – http://www.buddhism.ru
Федерация еврейских общин России – http://www.feor.ru
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:
Электронная гуманитарная библиотека – www.gumfak.ru;
Государственный музей истории религии – www.gmir.ru.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
сайт Общественной палаты – http://www.oprf.ru;
сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).


ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Опубликован комментарий к письму Минобрнауки о преподавании в школах ОРКСЭ и ОДНКНР


25 мая 2015 года Министерство образования опубликовало документ № 08-761 «Об изучении предметных областей: ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором представлены рекомендации по использованию ФГОСов.
Специалисты Синодального отдела религиозного образования и катехизации проанализировали этот документ и представили комментарий, который разъясняет основные положения письма Министерства образования и науки России.
Комментарий Синодального отдела религиозного образования и катехизации письма Минобрнауки № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Данным письмом Министерство информирует органы управления образованием в регионах о порядке изучения предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в 2015/2016 учебном году. Письмо является информационным. Оно включает рекомендации, основанные на ранее принятых нормативных документах и материалах, разъяснения по использованию этих нормативных документов и материалов. Прежде всего это Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования, ФГОС основного общего образования, а также новая, принятая в 2015 г. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее – новая ПООП начального общего образования) и Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП основного общего образования). Программы размещены на новом специализированном сайте Минобрнауки России: fgosreestr.ru.
Основное содержание письма
1. В части ОРКСЭ информируется (напоминается) об обязательном характере изучения предметной области ОРКСЭ в начальной школе (4-е классы) с 1 сентября 2012 г. (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р). Указывается, что новая ПООП начального общего образования (2015 г.) содержит три варианта учебного плана, в каждом из которых имеется обязательная предметная область ОРКСЭ (4-й класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год).
Это указание делается в связи с заменой ПООП начального общего образования, принятой в 2010 г., на новую программу (одобрена 8 апреля 2015 г.).
В настоящее время реально функцию стандарта в части нормирования учебного плана, обязательной учебной нагрузки по основным учебным дисциплинам в школе и обязательного содержания образования выполняет именно Примерная основная образовательная программа, а не ФГОС на каждой ступени общего образования. Во ФГОС начального общего образования не содержится примерных учебных планов и обязательного содержания образования по учебным дисциплинам (модулям) предметной области ОРКСЭ. Первая ПООП начального общего образования была принята в 2010 г., до завершения эксперимента по введению ОРКСЭ в 2009–2011 гг., и содержание образования по модулям ОРКСЭ (тогда ОДНКНР) в ней также не устанавливалось. В примерных учебных планах нагрузка по предметной области указывалась во втором полугодии 4-го класса, 1 час в неделю, 17 часов, имея в виду продолжение преподавания в первом полугодии 5-го класса в таком же объёме. После введения ОРКСЭ полностью в 4-м классе, данные материалы в ПООП начального общего образования (2010 г.) устарели.
В новой ПООП начального общего образования (2015 г.) материалы по ОРКСЭ приведены в соответствии с ФГОС начального общего образования (наименование ОРКСЭ вместо ОДНКНР) и практикой преподавания ОРКСЭ полностью в 4-м классе. В примерных учебных планах учебная нагрузка по ОРКСЭ указана полностью в 4-м классе (34 часа), в соответствующих разделах представлены основное содержание образования по всем модулям ОРКСЭ (раздел 2.2.2.6) и требования к результатам его освоения обучающимися (раздел 1.2.6).
2. В части ОДНКНР, в связи с принятием также в 2015 г. ПООП основного общего образования для 5–9 классов, даны рекомендации по ее реализации.
В письме воспроизводятся общие требования к результатам освоения предметной области ОДНКНР учащимися, указанные во ФГОС основного общего образования. «Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
Эти указания имеют общее ориентирующее значение, поскольку предметная область ОДНКНР в 5–9 классах не включает перечня учебных предметов, дисциплин (модулей), которые должны её составлять. После переноса ОРКСЭ полностью в 4-й класс во ФГОС основного общего образования осталось указание на предметную область по религиозным культурам и светской этике под её первоначальным названием – ОДНКНР. В связи с этим она должна быть представлена в ПООП основного общего образования. Но решение о расширении преподавания религиозных культур и светской этики по выбору на 5–9 классы в обязательной части учебного плана (по формату ОРКСЭ в 4-м классе) Министерством образования и науки пока не принято. Поэтому в ПООП основного общего образования предметная область ОДНКНР не включена в обязательную часть примерных учебных планов в 5–9 классах.
В этой ситуации Министерство даёт общие рекомендации по её наполнению, которое пока фактически определяется на уровне каждой отдельной школы.
Рекомендации по реализации предметной области ОДНКНР в письме даются далее по тексту новой ПООП основного общего образования, раздела об учебном плане. Там указано, что предметная область ОДНКНР может реализоваться через:
1) занятия, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включённые в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Для преподавания православной культуры основное значение имеет первый вариант – преподавание курсов, предметов по православной культуре в урочной форме за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. По сути, это та же самая практика преподавания православной культуры (ОПК и др.) за счёт регионального и школьного компонентов учебного плана в соответствии с предыдущими образовательными стандартами (ФК ГОС). Так преподавались и преподаются ныне все учебные курсы православной культуры (по пособиям Бородиной, Скоробогатова, Шевченко, Янушкявичене и др. авторов) в регионах, школах России. Только теперь решение вести такие курсы в школе принимают не школа или регион, а только школа (региональный компонент учебного плана исключен).
Важным в этой части письма является указание: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы».
Из-за переноса преподавания ОРКСЭ полностью в 4-е классы, изменения названия предметной области в документах по начальной школе с ОДНКНР на ОРКСЭ, у некоторых работников образования сложилось мнение, что предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР теперь никак не связаны друг с другом. В этой части письмо указывает на ошибочность такого мнения, на их преемственность, тем самым ориентирует «наполнять» область ОДНКНР в 5–9 классах курсами, подобными модулям ОРКСЭ в 4-м классе. А значит, в том числе и прежде всего учебными курсами по религиозным культурам, по православной культуре.
Выбор таких курсов в 5–9 классах, учебно-методического обеспечения для их преподавания относится к компетенции школы. На это также обращается внимание в письме. Руководителям органов управления образованием напоминается, что: «Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР… относится к компетенции конкретной образовательной организации». Это важно для регионов, где могут сохраняться препятствия введению, продолжению преподавания или расширению преподавания в школах курсов православной культуры (ОПК и др.) в урочной форме теперь в рамках предметной области ОДНКНР в 5-9 классах, в том числе на основе указанных выше наиболее распространенных учебников, пособий. Министерство напоминает, что это компетенция конкретной школы. В других письмах Министерство также напоминало, что к решению этих вопросов в школах следует привлекать родительскую общественность. Это имеет значение для работы епархиальных структур, стимулирования родителей для поддержки или инициирования преподавания в «своих» школах курсов православной культуры в рамках ОДНКНР. При этом надо подчеркнуть, что всё содержание письма в части ОДНКНР относится ко всей ступени основного общего образования, к 5–9 классам, а не только к 5-му классу.
3. В заключение Министерство информирует, что приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 и от 01.02.2012 № 74 утратили свою силу в связи с переходом на ФГОС начального общего образования. Этими приказами в 2012 г. было установлено преподавание ОРКСЭ в 4-м классе в объеме 34 часов, а также содержание образования по модулям ОРКСЭ. Теперь все эти материалы, реально нормирующие содержания образования и учебную нагрузку по модулям ОРКСЭ, в том числе ОПК, представлены в новой ПООП начального общего образования (2015 г.). На эти материалы будет ориентироваться система образования (учебные издательства, подготовка учителей и др.). Содержание образования по модулям ОРКСЭ в ПООП начального общего образования в целом дублирует содержание образования по ОРКСЭ в приказе Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69, на основе которого написаны все существующие учебники по модулям ОРКСЭ, ведётся подготовка учителей.
В целом письмо Минобрнауки России от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не создаёт новых возможностей для изучения ОПК в начальной школе (ОРКСЭ, 4-е классы). На основной ступени (5–9 классы) содержание письма отражает наличие возможностей, которые имеются в настоящее время и имелись ранее. В то же время наличие во ФГОС основного общего образования обязательной предметной области ОДНКНР в определённом отношении стимулирует развитие преподавания православной культуры в 5–9 классах. Образовательные организации будут обязаны реализовать предметную область ОДНКНР в 5–9 классах, наполнять её учебными курсами духовно-нравственной воспитательной направленности. И это могут быть курсы по православной культуре, реализуемые при участии организаций Русской Православной Церкви, как и ОПК в рамках ОРКСЭ. Развитие этой практики значимо и в видах формирования предпосылок, готовности к расширению преподавания религиозных культур и светской этики по выбору в обязательной части учебного плана по формату ОРКСЭ в 5–9 классах.
Относительно учебно-методического обеспечения преподавания православной культуры в 5–9 классах следует иметь в виду, что пока в Федеральном перечне учебников, принятом в 2014 г., соответствующий раздел перечня (раздел 2) не содержит учебников для преподавания православной культуры. В преподавании могут использоваться указанные выше, используемые в настоящее время учебники и пособия по православной культуре; пособия, согласованные во взаимодействии органов управления образованием и церковных организаций в регионах, на местах. Синодальный отдел рекомендует также использовать пособия, прошедшие экспертизу в Синодальном отделе, имеющие церковный гриф (перечень размещён на сайте в разделе «Экспертиза учебных пособий»).
По материалам сайта pravobraz.ru